Размер шрифта
Цвета сайта

Официальный интернет-ресурс

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫX ДЕЛ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О сотрудничестве между Республикой Казахстан и Организацией Экономического Сотрудничества
Организация Экономического Сотрудничества (ОЭС) является межправительственной региональной организацией, созданной в 1985 году Ираном, Пакистаном и Турцией с целью продвижения экономического, технического и культурного сотрудничества своих стран-членов. В 1992 г. в Организацию вступило семь новых стран-членов, а именно Исламская Республика Афганистан, Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан. Дата вступления в Организацию новых стран-членов, т.е. 28 ноября, отмечается как День ОЭС.
Основные экономические параметры деятельности Организации устанавливаются на саммитах глав государств ОЭС, проводимых раз в два года, в ходе которых рассматриваются объективные условия реализации политики и стратегии ОЭС. Данные встречи являются также форумом для обмена мнениями по различным проблемам, имеющим как региональный характер, так и глобальное значение. Начиная с 1992 г., проведено десять встреч на высшем уровне. I Саммит - в феврале 1992 г. в Тегеране; II - в июле 1993 г. в Стамбуле; III - в марте 1995 г. в Исламабаде; IV - в мае 1996 г. в Ашхабаде; Внеочередной Саммит - в мае 1997 г. в Ашхабаде; V - в мае 1998 г. в Алматы; VI - в июне 2000 г. в Тегеране; VII – в октябре 2002 г. в Стамбуле; VIII - в сентябре 2004 г. в Душанбе; IX - в мае 2006 г. в Баку и Х – в марте 2009 г. в Тегеран.
В рамках этих форумов были приняты Обновленный Измирский договор (Устав) и Стамбульская декларация, ставшие основополагающими программными документами обновленной ОЭС, что привело к коренному пересмотру ее стратегии и приоритетов.
Деятельность Организации в настоящее время регулируется Кветтинским планом действий (1993 г.), Алматинским основным планом развития транспортного сектора региона (1993 г.), Стамбульской (1993 г.), Исламабадской (1995 г.) и Ашхабадской (1996 г.) декларациями, Обновленным Измирским договором (1996 г.), Ашхабадской (1997 г.), Алматинской (1998 г.), Тегеранской (2000 г.), Стамбульской (2002 г.), Душанбинской (2004 г.) и Бакинской (2006 г.) декларациями. В 2005 г. в Астане Советом Министров ОЭС был принят также документ «Перспективы ОЭС до 2015 г.».
С момента членства в Организации Казахстан проявил себя как активный участник процесса сотрудничества по всем направлениям взаимодействия. Представители РК принимают регулярное участие в мероприятиях ОЭС на различных уровнях.
Приоритетами РК в сотрудничестве с ОЭС являются транспорт и коммуникации, развитие торгово-экономических отношений, энергетика и охраны окружающей среды.
Казахстан рассматривает ОЭС как действенный инструмент по развитию социально-экономического и технического сотрудничества между ее странами-членами. Организация представляет собой надежную основу для многостороннего экономического сотрудничества, эффективной коммуникационной сети и содействует экономической стабильности обширного региона.
В настоящее время, играя наряду со странами-основателями (Иран, Пакистан, Турция) одну из ведущих ролей в ОЭС, Казахстану продолжает укреплять свои позиции в регионе.
Транспорт и коммуникация
Без соответствующего развития транзитно-транспортного потенциала, создания современной транспортной сети, формирования новых маршрутов транспортировки товаров на мировые рынки не представляется возможным расширение экономического сотрудничества и торговли в регионе. Большинство стран-членов Организации являются внутриконтинентальными, не имеющими выхода к морю, а следовательно, к мировым рынкам. Поэтому Казахстан придает первостепенное значение развитию транзитно-транспортных возможностей региона - как главной составляющей экспорта своих сырьевых ресурсов и товаров.
В октябре 1993 г. в Алматы в ходе 1-го совещания министров транспорта и коммуникаций стран-членов ОЭС был принят Алматинский основной план развития транспортной инфраструктуры региона ОЭС, в результате реализации которого регион будет связан автомобильными и железными дорогами, авиалиниями и современными телекоммуникациями.
В соответствии с этим планом, в Казахстане проводится планомерная работа по созданию современной и эффективной транспортной сети, соответствующей мировым стандартам.
В 1995 г. завершено строительство дороги, соединившей единой железнодорожной сетью южные иранские порты на побережье Персидского залива с северной частью страны. В 1997 г. произошла стыковка железных дорог Трансазиатской магистрали на участке Мешхед-Серахс-Теджент, который соединяется с 700-километровой железной дорогой Бафа-Бандар-Аббас. В результате морской порт Ляньюньган на восточном побережье Китая соединился железной дорогой с иранским портом Бандар-Аббас в Персидском заливе через Урумчи, Алматы, Ташкент и
Тегеран, обеспечивая Казахстану доступ к морям, с одной стороны, и через Стамбул в Европу, с другой, сократив сроки транспортировки грузов на 25-30%. Стали носить регулярный характер рабочие встречи представителей железнодорожных администраций Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и Ирана по вопросам взаимодействия и организации международных перевозок.
В ходе 2-ой встречи министров транспорта и коммуникаций в марте 1998 г. в Ашгабаде принята Программа действий на десятилетие в области транспорта и коммуникаций (1998-2007 гг.).
Для развития транспортной магистрали по Великому Шелковому пути, который связывает ряд государств региона, в мае 1995 г. было запущено грузовое движение на пограничном железнодорожном переходе Серахс (Туркменистан) – Серахс (Иран), после чего назрела необходимость в открытии и международного пассажирского движения по Трансазиатской железнодорожной магистрали для привлечения туристов и предпринимателей.
В соответствии с принятым на 4-м совещании руководителей железных дорог стран-членов ОЭС (октябрь 1999 г., Лахор, Пакистан) Планом действий по открытию международного пассажирского сообщения по маршруту Алматы – Ташкент – Туркменабад - Тегеран - Стамбул в период с 14 по 21 марта 2002 г. осуществлен первый пилотный (технический) рейс поезда по этому маршруту. Вопрос регулярного курсирования поезда все еще находится на стадии согласования.
В соответствии с решением 5-го совещания руководителей железных дорог стран-членов ОЭС (сентябрь 2000 г., Алматы) создана специальная рабочая группа для подготовки пропуска демонстрационного контейнерного поезда по маршруту Алматы – Ташкент – Тегеран - Стамбул Трансазиатской железнодорожной магистрали.
Казахстан является инициатором крупнейшего регионального проекта – строительства Трансказахстанской железной дороги с европейской колеей, пролегающей через территории Казахстана, Туркменистана, Ирана, Турции и далее в Европу. Этот проект имеет стратегическое значение не только для указанных стран, но и всего региона в целом.
19-20 июня 2006 г. в г. Тегеран представители МТК РК и АО «Казтранссервис», в целях реализации решений, принятых в ходе 6-го Совещания министров транспорта и коммуникаций стран-членов ОЭС, участвовали в работе 1-го совещания Рабочей группы по выполнению проекта Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ).
Обсуждались меры по выполнению проекта ТАЖМ, объемы грузов и пассажиров в обоих направлениях от Стамбула до Алматы и обратно, расписание контейнерных поездов по магистрали, ставки железнодорожных тарифов, вопросы об общем контейнерном пуле, о гармонизации существующих железнодорожных информационных систем стран-членов ОЭС, об организации пассажирского поезда по маршруту Стамбул-Алматы, а также о возобновлении и функционировании коридора Китай-Ближный Восток-Европа.
2-е заседание РГ ТАЖМ и 9-е заседание Руководителей железнодорожных администраций были проведены 12-14 июня 2007 года в Казахстане.
В целях реализации достигнутых договоренностей в данной сфере, казахстанская сторона рассматривает возможность проведения 2-го заседания Транзитно-транспортного координационного совета (ТТКС) по реализации Рамочного Соглашения ОЭС по транзитным перевозкам в 2008 году в Казахстане. 26-27 февраля 2007 года в Анкаре состоялось и 1-е заседание железнодорожного комитета указанного выше координационного совета (всего комитетов 4: правовой, страховой, автотранскпортный и железнодорожный). 29-30 мая 2007 года в Тегеране планируется проведение 1-го заседание страхового комитета ТТКС.
Кроме того, представляется необходимым активизировать использование странами-членами потенциала транспортного коридора ТРАСЕКА (в этом проекте участвуют 7 государств ОЭС).
В целях развития регионального сотрудничества в области автомобильного транспорта Казахстаном заключены двусторонние соглашения по международным автомобильным перевозкам пассажиров и грузов со всеми странами-членами ОЭС (кроме Афганистана).
Казахстаном также проводится соответствующая работа по развитию воздушных сообщений в рамках сотрудничества со странами ОЭС. Над территорией Казахстана пролегают наиболее выгодные по протяженности воздушные маршруты между Европой и Азией, что является хорошей возможностью для увеличения транзита по воздушным линиям. Республикой заключены межправительственные соглашения о воздушном сообщении со всеми странами-членами (за исключением Афганистана).
Для налаживания тесного взаимодействия в сфере авиационных перевозок между странами-членами казахстанской стороной подготовлено и направлено на изучение контрагентам Рамочное соглашение ОЭС по сотрудничеству в области воздушного транспорта.
Особое внимание заслуживает сотрудничество в области коммуникаций, в частности проект Трансазиатско-европейской оптиковолоконной кабельной системы (ТАЕФОС).
15-19 ноября 2005 г. в г.Стамбул состоялось второе заседание глав морских администраций стран-членов ОЭС, в ходе которого рассмотрены следующие вопросы:
- роль морских перевозок в стимулировании экономики стран-членов ОЭС и их влияние на развитие мультимодальных перевозок в регионе ОЭС;
- тарифы морских перевозок в регионе;
- портовые услуги для внутриконтинентальных государств;
- техническое сотрудничество по морским перевозкам
1 октября 2005 г. в г. Астана состоялось 15-е совещание СМИД ОЭС. Совещание рассмотрело и приняло проект «Перспектив ЭКО до 2015 года», предложенный на состоявшимся в сентябре 2004 года в Душанбе (Республика Таджикистан) 8-м саммите стран-членов ЭКО, в качестве руководящих принципов будущей стратегии сотрудничества в регионе ЭКО на последующие двадцать лет.
24-26 апреля 2006 г. в г. Тегеране состоялось 6-ое Совещание Министров транспорта и коммуникаций стран-членов ОЭС, в работе которой приняли участие казахстанская делегация. Был одобрен отчет Секретариата ОЭС о проведенной работе по реализации Программы действий на Десятилетие транспорта и коммуникаций, обсуждены вопросы развития волоконно-оптической линии связи ТАЕФОС и вступления стран-членов ОЭС в Евразийский почтовый союз, созданный почтовыми органами Азербайджана, Пакистана и Турции, а также отмечены положительные результаты по сотрудничеству в области почтовых связей и телекоммуникаций и важность соединения кабельной линии Пешавар-Кабул-Герат-Мешхед к ТАЕФОС.
По итогам Совещания принято Тегеранское коммюнике.
Торгово-экономические отношения
Повышение уровня транспортно-коммуникационного сотрудничества во многом будет способствовать эффективности расширения торговли в регионе. В настоящее время сфера торговли стала важнейшим инструментом развития региональной кооперации и выдвинулась на приоритетные позиции в деятельности Организации.
Имеющийся торгово-экономический потенциал региона ОЭС задействован не в полной мере. Во многом это связано с существующими тарифными и таможенными барьерами, затрудняющими товарообмен в странах ОЭС. Также, данное обстоятельство объясняется следующими объективными причинами:
- различие в уровне экономического развития стран-членов ОЭС;
- принятые обязательства отдельных государств в части увязки внешнеторговой политики в рамках других региональных экономических объединений (ЕврАзЭС; СНГ; Турция находится в таможенном союзе с ЕС; Пакистан, Кыргызстан и Турция - члены ВТО);
- отсутствие выраженного лидера в Организации, имеющего необходимый экономический потенциал и способного вести за собой все остальные страны региона;
- отсутствие единого подхода к многочисленным экономическим проектам в странах-членах.
Важным элементом расширения региональной торговли должно стать скорейшее создание Банка торговли и развития ОЭС, который будет осуществлять финансирование различных региональных проектов. Соглашение о создании БТР ОЭС) было подписано тремя странами-учредителями, а именно – Ираном, Турцией и Пакистаном. В силу оно вступило 3 августа 2005 г. Главный офис Банка будет находиться в Турции. Уставной капитал БТР будет составлять 1 млрд. специальных прав заимствования (СПЗ). Из уставного капитала акционерный капитал составляет 300 млн. СПЗ, т.е. по 100 млн. СПЗ на каждого участника. На данный момент Посольством РК в Турции прорабатывается вопрос организации визита казахстанской делегации в штаб-квартиру БТР ОЭС для детального изучения путей сотрудничества с БТР ОЭС.
Для дальнейшего развития и укрепления таможенного сотрудничества в регионе ОЭС необходимо продолжать работу Совета руководителей таможенных администраций в области упрощения и гармонизации таможенных процедур.
В связи с необходимостью облегчения и ускорения обмена информацией по контрабанде и нарушениям таможенных правил между странами-членами ОЭС, а также разработки новых и более эффективных методов взаимодействия, представляется важным ускорить создание Банка данных ОЭС по контрабанде и таможенным правонарушениям.
Развитию экономического сотрудничества и системному и оперативному обмену информацией в ОЭС должно способствовать и создание Центра экономических исследований и статистики, предложение о создании которого внесено Азербайджаном на рассмотрение соответствующих структур Организации.
3-5 июля 2006 г. в Стамбуле (Турецкая Республика) состоялись 5-е совещание Совета глав таможенных органов стран ОЭС и 1-е совещание Подкомитета экспертов по определению приоритетности рекомендаций Отчета консультанта ПРООН по согласованной работе таможенных
органов и упрощению процедур между странами-членами ОЭС, в работе которых приняли участие пердставители Комитета таможенных органов Министерства финансов РК.
В ходе 3-й встречи министров индустрии и торговли стран-членов ОЭС в декабре 2006 года в г.Лахор (Пакистан) было принято решение создать экспертную группу по разработке проекта устава Регионального института по стандартизации, сертификации, аккредитации и метрологии (РИСКАМ). В данную группу вошли представители Ирана, Казахстана, Пакистана, Турции и Секретариата ОЭС. 1-е заседание экспертной группы состоялось 12-14 февраля 2007 года. На данном этапе проводится работа по согласованию текста Устава РИСКАМ. Ожидается, что один из офисов РИСКАМ будет располагаться в Казахстане.
Энергетика
Для Казахстана, обладающего значительными запасами нефти и газа, большое значение имеет вопрос их транспортировки на международный рынок, определения оптимальных маршрутов будущих экспортных трубопроводов. С учетом намерений РК по увеличению добычи нефти и газа за счет интенсификации действующих и освоения новых месторождений и наличия у стран ОЭС достаточно богатого опыта в этой области, а также подготовки высококвалифицированных кадров, казахстанская сторона заинтересована в расширении сотрудничества с членами Организации в сфере энергетики, включая вопросы взаимодействия энергетических систем государств региона.
Одним из основных пунктов Ашгабадской декларации 1997 г. является учреждение региональных консорциумов по строительству новых нефте- и газопроводов, которые обеспечат внутриконтинентальным государствам - производителям углеводородного сырья выход на международные рынки.
В ходе 1-го совещания министров энергетики/нефти стран ОЭС в ноябре 2000 г. в г.Исламабаде принят План действий по сотрудничеству в области энергетики/нефти в регионе ОЭС на 2000 - 2005 гг.
Важной задачей интеграционного сотрудничества государств Центрально-Азиатского региона, входящих в ОЭС, является создание общего энергетического рынка, что обусловлено необходимостью восстановления и развития между ними взаимовыгодных хозяйственных связей с целью насыщения внутреннего рынка дешевыми видами энергоресурсов, покрытия потребности потребителей и расширения возможностей экспортных поставок энергоресурсов в третьи страны.
В соответствии с Договором о параллельной работе энергосистем стран Центральной Азии их электроэнергетические системы функционируют в параллельном режиме, что является основным фактором повышения общего уровня их надежности и экономичности.
Исламский банк развития (ИБР) предоставил ОЭС грант в размере 400 тыс. долл. США для подготовки технико-экономического исследования по проекту взаимного соединения и параллельного функционирования энергетических систем всех стран-членов ОЭС.
Окружающая среда
На V Саммите Глав государств и правительств стран-членов ОЭС в г.Алматы в мае 1998 г. принята Алматинская декларация, в которой в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества обозначены вопросы охраны окружающей среды.
30 июня 2006 г. в Алматы состоялось 3-е совещание Министров охраны окружающей среды стран-членов ОЭС, которому предшествовало совещание старших должностных лиц (СДЛ), проведенное 28-29 июня 2006 г.
Министры и главы делегаций выступили с национальными докладами о ходе выполнения Регионального плана действий по сотрудничеству стран-членов ОЭС по охране окружающей среды (2003-2007 гг.) и подписали Алматинское коммюнике.
Совещание министров дало высокую оценку результатам 3-го и 4-го совещаний Рабочей группы по выполнению Плана действий по сотрудничеству стран-членов ОЭС по охране окружающей среды (2003-2007 гг.), состоявщихся в 2005 и 2006 гг., а также усилиям Секретариата ОЭС по подготовке и публикации первых четырех изданий Экологического бюллетеня ОЭС, одобрило работу, проделанную Специальной рабочей группой по учреждению Экологического колледжа ОЭС, и ее предложение по созданию Института экологических наук и технологий для региона ОЭС, который будет временно функционировать на основе существующего Экологического колледжа в Тегеране (Иран).
На указанном заседании казахстанская сторона внесла следующие инициативы на рассмотрение стран-членов ОЭС:
О присоединении к Европейской и Азиатской процессам защиты окружающей среды и устойчивого роста и учреждении Секретариата Евроазиатского процесса устойчивого роста и Евроазиатского образовательного центра в г. Алматы;
О создании трансграничной эколого-экономической зоны устойчивого роста для сохранения уникальной экосистемы региона ОЭС.
Для большинства государств мира страны региона являются недостаточно изученным туристическим рынком. В этой связи, в настоящее время в целях развития индустрии туризма Секретариатом ОЭС готовится соответствующий План действий по развитию туризма в регионе ОЭС.
В целом, казахстанская сторона неизменно выступает с позиций интенсификации взаимодействия стран-членов в рамках ОЭС не только по приоритетным областям, но и в культурно-гуманитарной и научно-технологической сферах сотрудничества.
На каждом Совете Министров иностранных дел ОЭС утверждаются обладатели Наград ОЭС в области экономики, науки и технологии, сельского хозяйства и экологии, образования; культуры, истории, литературы и изобразительного искусства, среди которых лауреатом от РК на 2008-й год является профессор, доктор исторических наук Абусеитова М.К., директор Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова.
Организация Экономического Сотрудничества
(ОЭС)
Организация экономического сотрудничества (ОЭС) – это межправительственная региональная организация, образованная в 1985 году и являющаяся правопреемницей Организации регионального сотрудничества для развития. ОЭС действует на основе Устава - Измирского договора, подписанного тремя странами учредителями - Исламской Республикой Иран, Исламской Республикой Пакистан и Турецкой Республикой в марте 1977 года.
До начала 1992 года сотрудничество в рамках ОЭС носило преимущественно двусторонний характер. С 1992 года деятельность Организации значительно активизировалась в связи с присоединением 7 новых государств – Казахстана, Азербайджана, Афганистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Официальное присоединение Казахстана к ОЭС состоялось на чрезвычайном заседании Совета министров иностранных дел Организации 28 ноября 1992 года в г. Исламабаде. Этот же день официально отмечается как День ОЭС. Официальным языком ОЭС является английский.
В настоящее время регион стран ОЭС охватывает территорию в 7 млн. кв. километров с населением более 380 млн. человек, что свидетельствует об огромном экономическом потенциале ОЭС.
Сотрудничество в рамках ОЭС основывается на принципах суверенного равенства, взаимоуважения и партнерства государств-членов. Основные задачи ОЭС заключаются в создании благоприятных условий для экономического развития региона, последовательной и поэтапной интеграции государств региона в мировую систему хозяйственных отношений путем налаживания взаимовыгодного внутрирегионального экономического сотрудничества и взаимопомощи по различным аспектам социально-культурного и научно-технического развития.
Регион ОЭС имеет хорошие перспективы для развития торгово-экономического и научно-культурного сотрудничества. Растет международный престиж организации. Вместе с тем, ОЭС все еще сталкивается с проблемами реализации своих целей.
За прошедшие годы страны-члены сотрудничали с целью ускорения темпов регионального развития. Помимо общих культурных и исторических сходств, страны-члены смогли использовать существующие инфраструктурные и деловые связи. ОЭС инициировал несколько проектов в приоритетных секторах сотрудничества, включая энергетику, торговлю, транспорт, сельское хозяйство и борьбу с наркотиками.
Основные экономические параметры деятельности Организации устанавливаются на саммитах глав государств ОЭС, проводимых раз в два года. На встречах рассматриваются условия реализации политики и стратегии ОЭС. Данные встречи являются также форумом для обмена мнениями по различным проблемам, имеющим как региональный характер, так и глобальное значение. Начиная с 1992 года, проведено девять встреч на высшем уровне. Соответственно: I саммит - в феврале 1992г. в Тегеране; II саммит - в июле 1993г. в Стамбуле; III саммит - в марте 1995г. в Исламабаде; IV саммит - в мае 1996г. в Ашхабаде; Внеочередной саммит - в мае 1997г. в Ашхабаде; V саммит - в мае 1998г. в Алматы; VI саммит - в июне 2000г. в Тегеране; VII саммит – в октябре 2002г. в Стамбуле; VIII саммит – в сентябре 2004г. в Душанбе; IX саммит - мае 2006 г. в Баку.
Секретариат ОЭС имеет централизованный бюджет, формируемый за счет взносов государств-членов. Размер взноса для каждой страны-члена устанавливается СМИД с учетом платежеспособности государства и в увязке с принимаемой в ООН шкалой расчета взносов. До 2004г. применялся следующий вариант создания бюджета ОЭС: 75% - взнос стран-основателей (Иран, Пакистан, Турция) на равнодолевой основе, а оставшиеся 25% выплачивались новыми странами-членами на основе действующей шкалы взносов в ООН. С января же 2005 года вступила в силу новая пропорция формирования бюджета: 66% и 34% соответственно. При этом, доля взноса Казахстана увеличилась и составила 16% (четвертое место по величине после стран-основателей ОЭС).
Руководителем Секретариата ОЭС является Генеральный секретарь,
который избирается и назначается Советом Министров сроком на 3 (три) года без возможности повторного назначения согласно Штатным положениям Секретариата ОЭС. Являясь главным руководящим лицом Организации, он полностью отвечает перед Советом Министров за деятельность Организации и имеет ранг и статус посла. Участвует во всех совещаниях всех Советов и выполняет любые другие функции, которые эти органы могут возложить на него. В настоящее время Генеральным секретарем ОЭС является представитель Пакистана Хуршид Анвар, утвержденный на эту должность на 16-м СМИД в г. Баку, май 2006 г.
Международный штатный состав Секретариата ОЭС состоит из Генерального секретаря, 3 заместителей Генерального секретаря, 6 директоров, 3 помощников директоров и других специалистов и техническо-административных сотрудников.
Сотрудники назначаются в соответствии с разработанной Советом Министров процедурой, изложенной в Штатных положениях. Все сотрудники считаются международными чиновниками и получают свою заработную плату и пособия из бюджета Секретариата в соответствии со шкалой заработной платы и пособий, утвержденной Советом Министров соответствующих правительств и на конкурентной основе.
Организационная структура
1. Совет министров иностранных дел (СМИД) - главный орган, определяющий политику Организации и принимающий решения. Совет состоит из министров иностранных дел или представителей в ранге министра, назначенных правительством страны-члена. СМИД проводит свои встречи не реже одного раза в год. До настоящего времени проведено шестнадцать совещаний СМИД.
2. Совет Постоянных Представителей (СПП) - постоянно действующий орган, ответственный за реализацию политики и решений СМИД. В состав СПП входят постоянные представители/послы, аккредитованные при Секретариате ОЭС, а также Генерального директора по делам ОЭС в Министерстве иностранных дел Исламской Республики Иран. Заседания СПП проводятся не реже одного раза в месяц.
3.Совет Регионального Планирования (СРП) - состоит из руководителей плановых государственных органов государств-членов ОЭС или других уполномоченных представителей, действующих от имени правительств и госорганов этих стран. СРП отвечает за разработку и внесение на рассмотрение СМИД программ действий по реализации задач, стоящих перед Организацией. Совет собирается не реже одного раза в год.
4. Секретариат ОЭС - обеспечивает координацию и осуществляет мониторинг деятельности ОЭС, а также принимает непосредственное участие в организации и проведении различных мероприятий в соответствии с утвержденным планом деятельности ОЭС. Штаб-квартира Секретариата расположена в г.Тегеран.
Деятельность
Деятельность ОЭС осуществляется через директораты под контролем Генерального секретаря и его заместителей, которые рассматривают и разрабатывают взаимовыгодные проекты и программы в следующих сферах:
· Торговля и инвестиции
· Транспорт и телекоммуникации
· Энергетика, минеральные ресурсы и охрана окружающей среды
· Сельское хозяйство, промышленность и туризм
· Человеческие ресурсы и устойчивое развитие
· Проектные и экономические исследования и статистика
· Международные отношения
В рамках Организации также были подписаны документы по созданию шести региональных институтов: Банка торговли и развития (находится в стадии создания), Перестраховочной компании (не функционирует), Судоходной компании, Авиакомпании (в дальнейшем принято решение о нецелесообразности развития данного проекта), Торгово-промышленной палаты, Колледжа по страхованию, и трех специализированных агентств: Института культуры, Научного Фонда (не функционирует) и Института образования ОЭС (не функционирует). В 2005 году решением Совета Министров ОЭС в Астане статус регионального института был присвоен также Консалтингово-инжиниринговой компании ОЭС (КИК-ОЭС).
С 1999 г. в Секретариате начал работать Координационный орган по контролю за незаконным оборотом наркотиков в регионе ОЭС (КОКН).
Цели
Устойчивое экономическое развитие стран-членов;
Прогрессивное устранение торговых барьеров и содействие внутрирегиональной торговле; повышение роли региона ОЭС в мировой торговле; постепенная интеграция экономических систем стран-членов в мировую экономику;
Развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры, связывающей страны-членов друг с другом и мировым сообществом;
Экономическая либерализация и приватизация;
Мобилизация и использование материальных ресурсов региона ОЭС;
Эффективное использование сельскохозяйственного и промышленного потенциалы региона ОЭС;
Региональное сотрудничество по контролю над наркотиками, защите экологии и охране окружающей среды и укрепления исторических и культурных связей между народами региона ОЭС; и
Взаимовыгодное сотрудничество с региональными и международными организациями.
Принципы сотрудничества
Равенство и взаимоуважение стран-членов;
Связь и состыковка национальных экономических планов развития с текущими и долгосрочными целями ОЭС;
Объединение усилий по получению более свободного доступа региона ОЭС к внешним рынкам для сырьевых и промышленных товаров стран-членов;
Эффективное использование учреждений ОЭС, соглашений и совместных мероприятий с другими региональными и международными организациями, включая многосторонние финансовые учреждения;
Общие усилия по разработке согласованного подхода по участию в региональных и глобальных мероприятиях;
Реализация экономической стратегии сотрудничества и обмен образовательной, научной, технической и культурной информацией.
Общий объем товарооборота в регионе ОЭС увеличился с 511.5 миллиардов долларов США в 2007 году до 585.84 миллиардов долларов США в 2008 году. Внутрирегиональный объем торговли стран-членов ОЭС составил 33 млрд. долларов США в 2008 году, что составило всего лишь 6% от мирового торгового объема. Общий объем прямых иностранных инвестиций достиг уровня 62.7 миллиардов долл. США в 2008 году.