Инвестиционный климат

Инвестиционный климат Казахстана

Казахстан с первых дней обретения независимости ставил перед собой задачу по привлечению инвесторов в экономику страны через постоянное усовершенствование инвестиционного климата и создание для них благоприятных и уникальных условий, поскольку привлечение прямых иностранных инвестиций играет ключевую роль в развитии государства.

Основой двусторонних отношений государства является крепкая договорно-правовая база. В целом на сегодня Казахстаном подписано 47 двусторонних и 1 многостороннее (ЕАЭС) межправительственное Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. Данные Соглашения способствуют созданию благоприятных условий и правовых рамок для ведения инвестиционной деятельности инвесторами стран на территории соответствующих государств. (Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций)

В свете задач по вхождению Казахстана в 30-ку самых развитых стран мира к 2050 году, Правительство ведет активную работу по сотрудничеству с Организацией экономического сотрудничества и развития.

В рамках сотрудничества с ОЭСР, в 2011-2012 годах экспертами Комитета по инвестициям ОЭСР были проведены Первый Обзор, в 2015-2017 годах Второй обзор инвестиционной политики Казахстана, по итогам которого были разработаны рекомендации для дальнейшего улучшения инвестиционного климата страны.

Внедрение рекомендаций ОЭСР способствовали проведению реформ визового-миграционного, таможенного-налогового законодательства, процедур привлечения иностранной рабочей силы, судебной системы и др.

По итогам проведенной работы, в июне 2017 года Казахстан стал «ассоциированным членом» Комитета по инвестициям ОЭСР и присоединился к Декларации ОЭСР по международным инвестициям и многонациональным предприятиям.

Участие Казахстана в работе Комитета по инвестициям ОЭСР является показателем соответствия инвестиционного климата Казахстана высоким стандартам и практикам стран-членов ОЭСР и дает возможность изучения и внедрения международного опыта по обеспечению лучших условий для инвесторов.

Активное участие в создании благоприятного инвестиционного климата принимает иностранный бизнес, дипломатический корпус, которые работают в Казахстане. Сегодня функционируют такие консультативно-совещательные органы как Совет иностранных инвесторов при Президенте РК, Совет по улучшению инвестиционного климата при Премьер-Министре, Координационной совет по вопросам привлечения инвестиций при Правительстве, Казахстанско-Европейская диалоговая площадка, а также Инвестиционный омбудсмен в лице Премьер-Министра. Данные диалоговые площадки позволяют рассмотреть проблемные вопросы инвесторов и принять системные меры по их разрешению.

В целях реализации Плана нации «100 конкретных шагов» на территории Международного финансового центра «Астана» (далее – МФЦА) созданы Международный арбитражный центр (далее – МАЦ) и независимый суд МФЦА, которые начали свою операционную деятельность с 1 января 2018 года.

Деятельность суда МФЦА и МАЦ осуществляется в соответствии с постановлениями Совета по управлению МФЦА от 5 декабря 2017 года «О суде МФЦА» и «О МАЦ», основанных на принципах общего права Англии и Уэльса и стандартах международных финансовых центров.

Суд МФЦА – независимый орган МФЦА, обеспечивающий справедливое и беспристрастное разрешение коммерческих и гражданских споров на принципах английского судопроизводства. Суд МФЦА открыт не только для участников МФЦА, но и для всех юридических и физических лиц в случае наличия письменного соглашения сторон в контракте либо в отдельном соглашении. Судьями МФЦА являются лица, работающие в юридической и судебных сферах Великобритании.

МАЦ, в свою очередь, представляет альтернативу Суду МФЦА, как центр по внесудебному разрешению споров. В МАЦ разработаны правила арбитража, основанные на международных стандартах, доступны международные арбитры для эффективного разрешения споров и услуги арбитража и медиации международного уровня.

Таким образом, Суд МФЦА и МАЦ являются институтами по разрешению судебных и внесудебных споров на уровне признанных мировых образований по разрешению споров.

В рамках либерализации визового режима до 73 увеличен список стран, для которых предусмотрен безвизовый режим (в одностороннем порядке – 54, в двухстороннем порядке – 19).С 1 января 2019 года в пилотном режиме запущен проект «е-Visa», в рамках которого иностранные граждане могут получать электронные визы без обращения в Посольство. (туристические электронные визы оформляются гражданам 117 государств, деловые и на лечение гражданам 23 государств) и другое.

Данные реформы позволили повысить конкурентоспособность нашей страны на международном уровне.

Так, согласно рейтингу Всемирного банка «Doing Business – 2020», Казахстан занял 25 место в мире по легкости ведения бизнеса, поднявшись за год на три позиции (2018 г. – 28 м.) и на 11 позиции за последние два года. По рейтингу Глобального индекса конкурентоспособности Казахстан по итогам 2019 года занял 55 место, улучшив свои позиции на четыре пункта (2018 г. – 59 м.) из 140 стран мира. Не смотря на спад инвестиционной активности в мире, Казахстан несколько лет подряд остается лидером по привлеченным инвестициям в Центральную Азию. Так, по итогам 9 месяцев 2019 года валовый приток иностранных инвестиций вырос на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составил 18,4 млрд. долларов.

Основными странами-инвесторами за 2005-9 месяцев 2019 г. остаются Нидерланды (94,4 млрд. долларов), США (51,2 млрд. долларов), Швейцария (26,8 млрд. долларов), Китай (19,8 млрд. долларов), Великобритания (18,3 млрд. долларов).

Добавлено : 11.03.2020, 15:45, Изменено : 11.03.2020, 15:40