О проекте Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию»

О проекте Указа Президента Республики Казахстан

«Об утверждении Концепции Республики Казахстан

в сфере официальной помощи развитию»

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию».

Премьер-Министр

Республики Казахстан                                                                                             С.Ахметов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту постановления Правительства Республики Казахстан

«О проекте Указа Президента Республики Казахстан

«Об утверждении Концепции Республики Казахстан

в сфере официальной помощи развитию»

п/п

Перечень сведений,

которые должны быть отражены в пояснительной записке

Информация

государственного органа разработчика

1.

Государственный орган – разработчик проекта

Министерство иностранных дел 
Республики Казахстан

2.

Обоснование необходимости принятия проекта

Поручение Президента РК от 15 августа 2011 года № 93-5.164,

Пункт 9 поручения Премьер-Министра РК от 23 августа 2011 года № 12-22/004-480, 04-165 (1-9).Поручение Руководителя Администрации Президента РК № 350-6 ПАБ от 21 августа 2012 года.

3.

Предполагаемые социально-экономические и/или правовые последствия в случае принятия проекта

Принятие проекта не влечет отрицательных социально-экономических и/или правовых последствий

4.

Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта

Принятие проекта не повлечет финансовых затрат

5.

Конкретные цели, сроки ожидаемых результатов и предполагаемая эффективность принятия проекта

Внесение на рассмотрение Главы государства проекта Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию»

6.

Сведения об актах Президента и/или Правительства, принятых ранее по вопросам, рассматриваемым в проекте, и результатах их реализации 

Отсутствуют

7.

Необходимость последующего приведения законодательства в соответствие с проектом

Не требуется

8.

Результаты дополнительной экспертизы (правовой, экономической, экологической, финансовой и других) в случае ее проведения по поручению Премьер-Министра  в других организациях

Распоряжением Премьер-Министра РК от 8 декабря 2011 года № 149-р была создана Межведомственная рабочая группа с участием представителей заинтересованных госорганов РК.

В октябре 2011 года при участии Венского офиса Международного института мира был организован семинар для представителей МИД, МФ, МЮ, МЧС с участием экспертов ПРООН и национальных агентств помощи развитию (NORAD, SLOVAKAID, GIZ, USAID).

В ноябре-декабре 2011 года Казахстан принял участие в IV Форуме на высшем уровне по помощи развитию (Пусан, Республика Корея), подтвердившем важную роль «новых доноров» в данном процессе.

Проект Концепции был положительно оценен и доработан с учетом рекомендаций Программы развития ООН и Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан.

Положения проекта Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию» были одобрены на 291-мзаседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве Республики Казахстан                         23 января 2013 года.

9.

Иные сведения

Отсутствуют

10.

Передача материалов (выписок) на мобильные устройства членов Правительства через информационную систему «Мобильный офис Правительства Республики Казахстан»

Разрешается

МИНИСТР                                                                                      Е.ИДРИСОВ

«____»___________ 2013 года

 

Лист

согласования проекта Указа

Президента Республики Казахстан

Наименование проекта: «Об утверждении Концепции Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию»

Кем и когда внесен проект: Министерство иностранных дел Республики Казахстан

Разработчик: Министерство иностранных дел Республики Казахстан

Ранее принятые по этому вопросу акты Президента (дата и №):  не принимались

Результаты согласования проекта:  

                                          

Дата

получения

Госорганы,

руководители,

структурные

подразделения

С кем

персонально

согласован

(Ф.И.О.)

Результаты

согласования

(отметка или

подпись, дата)

Дата

возврата

1

2

3

4

5

 

Министерство иностранных дел

Республики Казахстан

     
 

Министерство юстиции

Республики Казахстан

     
 

Министерство финансов

Республики Казахстан

     
 

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

     
 

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

     
 

Министерство транспорта и коммуникаций

Республики Казахстан

     
 

Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан

     

           

Министерство труда и социальной защиты населения

Республики Казахстан

     
 

Министерство индустрии и новых технологий

Республики Казахстан

     

 Дата представления заключения Государственно-правовым отделом: ______

Дата представления заключений отделами:

___________________________________ Дата возврата _____________

___________________________________ Дата возврата _____________

___________________________________ Дата возврата

Дата поступления:

в Общий отдел для редакционной            Дата возврата

экспертизы: ____________                           ______________

особые отметки о прохождении проекта

____________________________________________________________________

в сектор редакционной экспертизы и выпуска актов: _____ принял(а) ___

Перечень

прилагаемых документов к проекту Указа (распоряжения)

№ п/п

Наименование документов

Номер и дата документа

Количество листов

1.

Проект Указа (распоряжения)

   

2.

Пояснительная записка к проекту

   

3.

Указатель рассылки

   

4.

Заключения, справки, замечания

госорганов

   

5.

Копия подписанного Указа (распоряжения)

   

6.

Копия приказа о временном возложении

обязанностей руководителя

государственного органа

   

7.

     

8.

     

9.

     

Всего поступило документов в сектор редакционной экспертизы и выпуска актов

после подписания ________, в них _________ листов

Подпись __________ дата _________

Президенту

Республики Казахстан

   Назарбаеву Н.А.

Пояснительная записка

к проекту Указа Президента Республики Казахстан

«Об утверждении Концепции Республики Казахстан

в сфере официальной помощи развитию»

Проект Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию» (далее - ОПР) вносится с целью подтверждения политической поддержки и намерения Республики Казахстан с учетом возросших экономических возможностей и активной позиции на мировой арене систематизировать участие в международных усилиях по оказанию помощи развитию.

Следует отметить, что, в последние годы основными адресатами нашей поддержки все чаще выступали Афганистан, Кыргызстан, Таджикистан, Палестина, Сомали и другие государства-члены Организации Исламского Сотрудничества (далее - ОИС). Именно поэтому Планом мероприятий по реализации Председательства Республики Казахстан в 38-м Совете Министров иностранных дел ОИС, утвержденным Приказом Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан № 01-38. 64 от 30 мая 2011 года, было предусмотрено внесение предложения о создании Казахстанского агентства по оказанию помощи развитию и техническому содействию KAZAID.

            Основная цель утверждения Концепции Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию направлена на: 1) содействие в ликвидации бедности и обеспечении устойчивого экономического развития; 2) развитие торгово-экономического сотрудничества с государствами-донорами и интеграцию национальных рынков; 3) укрепление авторитета Казахстана.

Предполагается осуществление поэтапного внедрения механизма официальной помощи развитию, в прямой зависимости от экономических возможностей Казахстана.

В рамках первого этапа будет создана соответствующая правовая база, укреплена координирующая роль Министерства иностранных делРеспублики Казахстан, активизированы содержательные партнерские связи с ключевыми донорами и международными институтами, разработан среднесрочный план мероприятий ОПР.

В ходе второго этапа, с учетом опыта ведущих государств-доноров по повышению качества реализации и контроля программ помощи, при необходимости будет создана подведомственная МИД РК специализированная организация с рабочим названием «Казахстанское агентство по оказанию помощи развитию и технического содействия KAZAID» (далее - KAZAID), организационно-правовая форма которой будет определена позднее.

Согласно пункту 6 Правил разработки концепции, доктрины, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года  № 305, разработка данной Концепции осуществлялась с привлечением экспертов и специалистов Международного института мира (International Peace Institute - IPI), Программа развития ООН (United Nations Development Programme - UNDP), Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, Германского общества по международному сотрудничеству (Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit - GIZ).

В соответствии с пунктом 7 названных Правил, исходя из соображений конфиденциальности, Концепция на стадии разработки на государственном и русском языках в средствах массовой информации и в интернет-ресурсах не размещалась.

Резолюцией Президента Республики Казахстан от 9 апреля 2012 года       № 152-2 ПАБ Концепция в целом одобрена.

В связи с чем, разработан проект Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию».

Положения проекта Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию» были одобрены на 291-мзаседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве Республики Казахстан 23 января 2013 года.

Принятие данного проекта Указа не предусматривает финансовые затраты из государственного бюджета и не потребует увеличения штатной численности государственных органов.

Премьер-Министр

Республики Казахстан                                                                                          С.Ахметов

проект

Об утверждении Концепции Республики Казахстан

в сфере официальной помощи развитию

В целях развития национальной политики в области оказания зарубежным странам финансовой, технической и иной помощи, призванной способствовать социально-экономическому развитию государств-реципиентов, мониторингу предоставления помощи, а также укреплению роли и авторитета Республики Казахстан на мировой арене ПОСТАНОВЛЯЮ:

1.  Утвердить прилагаемую Концепцию Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию.

2. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

3. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

Президент

Республики Казахстан

Н. Назарбаев

Астана, Акорда,  _____2013 года

Утверждена

УказомПрезидента

Республики Казахстан

№ ____от ____________ года

Концепция

Республики Казахстан

в сфере официальной помощи развитию

Раздел 1. Видение развития официальной помощи развитию, оказываемой Республикой Казахстан

Введение

Концепция Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию (далее - Концепция) - документ, отражающий видение развития национальной политики в области оказания зарубежным странам финансовой, технической и иной помощи, призванной способствовать социально-экономическому развитию государств-реципиентов, мониторингу предоставления помощи, а также укреплению роли и авторитета Республики Казахстан в международном сообществе.

Концепция основывается на Конституции Республики Казахстан, Концепции внешней политики Республики Казахстан, положениях Устава Организации Объединенных Наций (далее - ООН), Декларации тысячелетия ООН и других международных документах в сфере помощи развитию, а также на соответствующем международном опыте.

В законодательстве Республики Казахстан отсутствует регламентация понятия официальной помощи развитию. Вместе с тем, развитие отношений в данной области требует правового определения соответствующей категории.

В этой связи, под комплексом мер государственной политики в области оказания международной помощи и технического содействия развитию или, по другому, официальной помощью развитию в Концепции понимается и предлагается закрепить общепринятую терминологию.

В соответствии с терминологией Комитета содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), координирующей деятельность развитых стран в области помощи развитию и внедрившей в оборот соответствующий термин в 1969 году, под официальной помощью развитию (далее - ОПР) понимается предоставление государством финансовых ресурсов в целях, прежде всего, экономического развития и повышения благосостояния развивающихся стран, льготных по своей природе, с содержанием безвозмездного элемента не менее 25 %.

Важно разграничивать понятия ОПР и официальная гуманитарная помощь - помощь, безвозмездно оказываемая Республикой Казахстан в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций военного, экологического, природного и техногенного характера на территории других государств.

Вместе с тем, международный опыт показывает, что современная гуманитарная помощь тесно переплетается с более долгосрочной помощью развитию, в том числе в ликвидации глубинных причин уязвимости к чрезвычайным ситуациям, а также готовности к их предупреждению.

Обоснование необходимости ОПР

Республика Казахстан, осознавая свою растущую роль и ответственность в международных и региональных отношениях, а также динамичное улучшение экономического положения страны, рассматривает необходимым элементом своей внешней политики участие в международных усилиях по оказанию помощи развитию в целях решения глобальных и региональных проблем устойчивого развития, повышения роли и авторитета страны на мировой арене.

Более активная и целенаправленная политика Казахстана в сфере содействия международному развитию отвечает национальным интересам, так как будет способствовать: стабилизации социально-экономической и политической ситуации в странах-партнерах, предотвращению незаконной миграции, борьбе с терроризмом и экстремизмом, формированию пояса добрососедства, укреплению международных позиций и позитивного имиджа Казахстана.

Особую своевременность формулирования национальной концепции ОПР приобретает в контексте договоренностей, достигнутых мировым сообществом на Форуме высокого уровня по эффективности помощи в городе Пусан, Республика Корея, в декабре 2011 года. На Форуме, в частности, была подтверждена важность участия «новых доноров» из числа динамично развивающихся переходных экономик в оказании помощи развитию, и признана важность многообразия и гибкости ее форм.

В современном мире, когда устойчивость развития страны находится во все большей зависимости от ситуации и уровня развития в соседних с ней государствах, в регионе и в мире в целом, устойчивое социально-экономическое развитие зарубежных стран рассматривается как элемент, способный оказать прямое влияние на международную, региональную и национальную безопасность, реализацию национальных интересов.

В этой связи, очевидна необходимость четко выраженной политики в данной области, направленной на создание системы поиска адекватных ответов на глобальные вызовы и региональные проблемы, повышение координации деятельности в сфере ОПР и гуманитарной помощи, а также укрепление роли и авторитета Казахстана в региональных и международных отношениях.

Анализ текущей ситуации в сфере ОПР и международный опыт

На сегодняшний день основная доля ОПР осуществляется развитыми странами. Вместе с тем, современной тенденцией является растущая роль так называемых «новых доноров», многие из которых являются одновременно донорами и реципиентами помощи развитию.

Одной из целей Декларации тысячелетия ООН является доведение к 2015 году данного показателя до 0,7 % валового национального дохода (далее - ВНД). Средний показатель размера помощи, оказываемой государствами-членами ОЭСР, составляет около 0,4 % ВНД. Показатели ведущих доноров по относительным размерам помощи достигают 1 % ВНД.

До последнего времени участие Казахстана в помощи развитию в двустороннем формате, по объективным причинам, было весьма ограниченным как по масштабам, так по формам и географии предоставляемой помощи. Одним из немногочисленных примеров казахстанской ОПР в двустороннем формате является принятая в 2010 году образовательная программа для студентов Исламской Республики Афганистан на сумму 50 миллионов долларов США.

Гораздо шире опыт участия Казахстана в международных проектах помощи развитию под эгидой ООН посредством добровольных взносов и участия в трастовых фондах, включая проекты в области экологии, народонаселения, здравоохранения, прав женщин, помощи странам, не имеющим выхода к морю, борьбы с наркотиками и другие. В 2011 году такое сотрудничество превысило 2 миллиона долларов США. В 2012 году сумма выплат добровольных взносов Республики Казахстан в международные организации, которые могут быть определены, как помощь развитию, составили более 418 млн. тенге.

Вместе с тем, согласно статистике ООН за 2006 - июль 2011 года, Казахстаном было выделено в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам 53,7 миллионов долларов, основная часть которой была направлена в Центральную Азию. С показателем в 30 миллионов долларов США Казахстан занимает третье место по объему предоставленной гуманитарной помощи в регионе.

В целом, Казахстаном суммарно, в качестве гуманитарной помощи и ОПР, оказано помощи на сумму около 100 миллионов долларов США. Однако отсутствие системного подхода в данной области снижает эффективность и возможность планирования соответствующей работы, а страна не получает в должной мере политические, и имиджевые «дивиденды».

Несмотря на все многообразие существующих систем предоставления ОПР можно выделить ряд общих характеристик данного явления:

1) традиционно ОПР предоставляется развивающимся странам в форме технической помощи, грантов или кредитов в денежной или натуральной форме на безвозмездной или льготной основе с целью содействия социально-экономическому развитию;

2) ОПР является одним из приоритетов внешнеполитической деятельности многих государств, сочетая в себе высокие морально-альтруистические ценности и прагматичные подходы.

Наряду с усилиями по содействию развитию, странами-донорами решаются задачи, связанные с защитой национальных интересов, повышением привлекательности страны в странах-реципиентах и в мировом сообществе в целом, укрепления влияния страны.

В данном контексте, необходимо отметить активно используемую в последние годы концепцию «мягкой силы» (способности государства достичь своих целей через привлекательность своей модели развития, нежели через принуждение или вознаграждение), которую специалисты относят к одному из трех основных инструментов влияния государств (кроме, военного и экономического превосходства);

3) ОПР является эффективным инструментом внешней политики. Стратегическое использование ОПР создает возможности для обеспечения реализации приоритетов внешней политики, сохранения внутренней стабильности, улучшения имиджа страны, продвижения интересов ее бизнеса.  Использование потенциала этого инструмента представляет собой ту задачу, которая стоит перед Казахстаном;

4) многие из динамично развивающихся экономик успешно совмещают ОПР с принятием помощи от более развитых государств. Передавая свой опыт государствам в регионе, и со временем, беря на себя долю ответственности за решение глобальных проблем развития, государства добиваются возрастания своей роли и влияния на мировой арене;

5) практически во всех государствах внешнеполитическое ведомство выступает как главный орган, ответственный за проведение соответствующей политики и межведомственную координацию. Вместе с тем, агентства по предоставлению помощи занимаются разработкой национальных стратегий (в том числе, в области оказания гуманитарной помощи и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), реализацией, контролем и мониторингом проектов, а также информационным обеспечением на внутреннем и внешнем поле.

В качестве примера можно привести опыт Российской Федерации, Республики Болгария и Норвегии.

Россия последовательно увеличивает свой вклад в содействие развитию, так в 2011 году она повысила объем содействия международному развитию(СМР) до 514 млн. долларов США, что на 8,8 % больше по  сравнению с 2010 годом. Данный показатель соответствует положениям принятой в июне 2007 года Концепции участия РФ в содействии международному развитию, в которой планируемый объем СМР на 2010–2012 годы установлен на уровне 500 млн. долл. в год.

В сентябре 2008 г. было создано подведомственное Министерству иностранных дел Федеральное агентство «Россотрудничество». В задачу агентства входит содействие интеграционным процессам на пространстве СНГ, помощь проживающим за рубежом соотечественникам, поддержка и продвижение русского языка и культуры.

В настоящее время в Правительстве РФ прорабатывается вопрос передачи Россотрудничеству полномочий в содействии международному развитию.

Болгария. Согласно статье 1 Постановления Правительства Болгарии № 234  от 1 августа 2011 г. «О политике Республики Болгария по участию в международном сотрудничестве по развитию»  болгарская политика в области сотрудничества по развитию является неделимой частью внешней политики Республики Болгария.

Кроме этого, в подпунктах статьи 6 упомянутого постановления прописано следующее:

(1) Министр иностранных дел руководит деятельностью по форми-рованию и реализации политики развития;

(2) Во исполнение своих функций по п. 1 министру иностранных дел оказывают содействие структурные подразделения Министерства иностранных дел, в пределах своей компетентности;

(3)  Посольства Республики Болгария в странах-партнерах участвуют в процессе формирования и реализации политики развития, поддерживая контакты с заинтересованными лицами и дают предложения в отношении содержания политики и форм реализации сотрудничества;

(4) Постоянные представительства Республики Болгария при международных организациях участвуют в работе по формированию и согласованию политики развития, включая разработку концептуальных подходов в вопросах развития, и оказывают содействие в координировании с другими странами-донорами и со странами-партнерами по вопросам участия Республики Болгария в многосторонних механизмах сотрудничества по развитию и по другим вопросам политики развития.

 Норвегия. Норвежское агентство по сотрудничеству в развитии NORAD является структурным подразделением при Министерстве иностранных дел. В компетенцию NORADвходит управление государственными средствами, направляемыми через норвежские НПО, международные организации, а также выделяемые на исследовательские цели и развитие бизнеса.  Кроме этого, NORADзанимается оценкой проектов и привлечением независимых исследователей и консультантов, а также подготовкой отчетов о результатах оказанной помощи. Созданное в 1968 году агентство доказало свою эффективность.

Деятельность NORADрегламентирована специальными инструкциями Министерства иностранных дел.

В связи с тем, что NORAD является техническим вспомогательным учреждением норвежского правительства и не имеет опыта во всех областях, МИД привлекает соответствующие министерствa и ведомства к реализации различных проектов.

Цели и задачи ОПР

Политика Республики Казахстан в сфере ОПР будет преследовать следующие цели:

1) оказание содействия в решении глобальных и региональных проблем устойчивого развития, включая проблемы бедности, международной преступности, нелегального оборота наркотиков и незаконной миграции;

2) содействие процессам построения социально-ориентированной экономики;

3) развитие политических, экономических, образовательных, общественных, культурных и научных связей с зарубежными странами;

4) формирование пояса добрососедства по периметру казахстанской границы;

5) развитие торгово-экономического сотрудничества со странами-партнерами и стимулирование процессов интеграции рынков капитала, товаров, услуг и рабочей силы;

6) укрепление авторитета и содействие позитивному восприятию Республики Казахстан в мировом сообществе.

Задачами Концепцииопределяются:

1)  формирование системы ОПР в Республике Казахстан;

2)  правовая регламентация ОПР в национальном законодательстве;

3) установление и развитие отношений в сфере ОПР с международными структурами и иностранными государствами;

4) формирование кадров соответствующего профиля;

5) информирование международного сообщества и населения Казахстана о деятельности в сфере ОПР.

Период исполнения и ожидаемые результаты

Реализация Казахстаном ОПР будет осуществляться в виде помощи, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Последнее, среди прочего, подразумевает внесение добровольных взносов в международные организации, специальные программы, фонды и учреждения ООН и другие организации, реализующие проекты по развитию, а также участие совместно с другими донорами в спонсировании проектов глобальных фондов, финансовых институтов и организаций системы ООН.

Учитывая мировой опыт, при практической реализации ОПР, представляется необходимым создание отдельной структуры при Министерстве иностранных дел Республики Казахстан (далее - МИД РК), которая в соответствии с решениями, принятыми МИД РК, будет заниматься практической реализацией программ оказания помощи развитию. Вместе с тем, принимая во внимание отсутствие опыта в данной сфере, для Казахстана более предпочтительным является осуществление поэтапного внедрения механизма ОПР. Такое пошаговое развитие ОПР является обычной международной практикой.

Первый этап. Срок реализации до 5 лет.

В контексте оказания международной помощи, ориентированной на конечный результат, ключевое значение имеет слаженность работы всех задействованных министерств и ведомств.

В этой связи, будут осуществлены следующие мероприятия:

1.Создание в МИД РК структурного подразделения по оказанию официальной помощи развитию и подготовка квалифицированных кадров в области предоставления ОПР.

Усиление роли МИД РК обусловлено, как распространенной международной практикой, так и национальным законодательством, которое позволяет реализовывать данную функцию в рамках имеющихся законодательных актов, с учетом понимания помощи развития как составной части внешней политики.

Согласно Закону Республики Казахстан от 7 марта 2002 года «О дипломатической службе Республики Казахстан», на органы дипломатической службы Республики Казахстан возлагаются следующие задачи: 1) разработка концепции и основных направлений внешней политики Республики Казахстан и представление соответствующих предложений Президенту и Правительству Республики Казахстан; 2) реализация внешнеполитического курса Республики Казахстан, содействие осуществлению внешнеэкономической политики и укреплению международного авторитета Республики Казахстан.

Представляется, что на начальном этапе это оптимальная конфигурация. При поддержке соответствующих проектов Программы развития ООН подобные структурные подразделения министерств иностранных дел зарубежных стран со временем выросли в полноценные Агентства ОПР.

Созданное структурное подразделение продолжит реализацию Концепции, в том числе приступит к разработке правовой базы, в рамках МИД РК будет заниматься координацией ОПР, а также углублением международного сотрудничества.

2.Создание правовой базы ОПР, что является ключевым условием для перехода ко второму этапу.

Принятие Закона Республики Казахстан «Об официальной помощи развитию» (рабочее название) и внесение поправок в Закон «О

Добавлено : 26.11.2013, 12:38, Изменено : 7.05.2014, 18:31