Устав

УСТАВ ПРОЕКТА «Адалдық алаңы» на 2019-2020 годы

г. Нур-Султан

Раздел 1. Миссия и стратегия

1. Миссия Проекта «Адалдық алаңы» (далее – Проект)искоренение уровня бытовой коррупции, повышение доверия граждан к институтам государственной власти.

2. Стратегия Проекта строится на апробации и реализации пилотных направлений в Министерстве иностранных дел Республики Казахстан (далее - Министерство).

Раздел 2. Анализ текущей ситуации

1. Основные достижения. Благодаря политической воле Первого Президента – Елбасы Казахстан реализует принципиально новую модель противодействия коррупции. Этот процесс осуществляется в рамках реализации Антикоррупционной стратегии, Плана нации «100 конкретных шагов», а также посланий Президента. Только за последние годы принято более 60-ти законов, положения каждого из которых направлены на минимизацию коррупции. В этом ряду, безусловно, особое место занимают законы «О противодействии коррупции», «О государственной службе Республики Казахстан», «Об общественных советах», «О доступе к информации» и другие.

В результате принятых системных и комплексных мер сокращена бытовая коррупция, снижены административные барьеры и коррупционные риски, повысилось качество государственных услуг за счет внедрения стандартов и регламентов их оказания, обеспечен переход к транспарентному, прозрачному государству, подотчетному перед обществом, налажено конструктивное партнерство и открытый диалог с неправительственным сектором, приняты современные и эффективные законы, повысились правосознание, правовая и антикоррупционная культура населения. Свидетельством этому является повышение уровня доверия общества к антикоррупционной политике государства.

Так, по результатам исследования «Барометр мировой коррупции», проводимого TransparencyInternational, в Казахстане по сравнению с итогами трехлетней давности в два раза выросла доля граждан, наблюдающих прогресс в сфере противодействия коррупции. Аналогичные результаты демонстрируют итоги исследования «Деловой климат», проведенного по заказу НПП «Атамекен», а также результаты социологического опроса Института «Общественное мнение».

2. Приоритеты современной антикоррупционной политики. Главной отличительной чертой новой антикоррупционной политики государства является смещение акцента на профилактику коррупции. Впервые внедрены институты превенции – это антикоррупционный мониторинг, а также выявление, анализ и устранение коррупционных рисков. Осуществляется комплекс мер по антикоррупционному обучению и воспитанию населения, формированию атмосферы абсолютного неприятия коррупции.

Постепенно приходит понимание того, что лучшим средством избавления общества от такой трудноизлечимой болезни, как коррупция, является ранняя профилактика, эффективная диагностика и комплексное лечение.

Антикоррупционная политика страны строится и реализуется на рациональном сочетании антикоррупционного просвещения, профилактики и наказания.

Вместе с тем государство не намерено ослаблять институты уголовного преследования за коррупционные преступления.

Ведь неотвратимость наказания за противоправные деяния это не только важнейший принцип законности, но и показатель обеспечения социальной справедливости. Официальная статистика, введенная по коррупционным преступлениям с 2001 года, свидетельствует, что за эти годы по указанным фактам осуждено свыше 10 тысяч человек. Причиной этому служат эффективность работы антикоррупционной службы и повышение уровня гражданской активности казахстанцев.

Благодаря принимаемым мерам коррупция, по сути, перестает быть латентной.

3. Результаты анализа текущей ситуации позволяют выделить ключевые факторы, способствующие совершению коррупционных правонарушений, для решения которыхопределены основные направления и задачи в Министерстве:

1) комфортная среда (качественное оказание государственных услуг);

2) персональная ответственность;

3) открытость и общественный контроль;

4) государственныезакупки;

5) антикоррупционная культура.

Раздел 3. Проекты и сроки их реализации

1.Основные направления Проекта в Министерстве будут реализованы в виде самостоятельных проектов.

2. Начало реализации проектов с июня 2019 года.

3. Проекты разрабатываются на 2-х летний период.

Раздел 4. Управление проектами

1. В целях координации проектов создается Проектный офис из числа должностных лиц (непосредственным участием закрепленного куратора сферы) Министерства и его подведомственных организаций. К числу его задач относятся вопросы, направленные на сопровождение деятельности проектных групп.

2. Работу по обозначенным задачам обеспечивает проектная группа. Координация и сопровождение деятельности проектных групп осуществляется руководителем и сотрудниками проектного офиса. Состав группы определяется из числа ответственных работников Министерства и подведомственных ему организаций.

3. При проектном офисе создается Экспертный совет, в состав которого входят представители неправительственных организаций и бизнес сообщества.

4. На месячных совместных совещаниях с Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции (далее - Агентство) заслушивается отчетная информация руководителя проектного офиса.

Раздел 5. Структура управления

Управляющий Комитет проекта (Агентство)

Проектный офис Министерства

Экспертный совет

Проектная группа по Задаче 1

Проектная группа по Задаче 2 …

Раздел 6. Содержание проекта

Задача 1. Комфортная среда

Цель: Создание безбарьерных и комфортных условий.

1. Анализ основных проблем. Взаимоотношения государственного аппарата с гражданами при оказании государственных услуг основаны на принципах прозрачности, качества и доступности государственных услуг. На сегодняшний день подготовлена нормативно-правовая база, регулирующая порядок оказания государственных услуг, сформирована система оценки эффективности и внешнего контроля качества оказания государственных услуг. На постоянной основе осуществляется деятельность по совершенствованию процессов оказания государственных услуг, в том числе их оптимизация и последующая автоматизация. Проводится поэтапная работа по внедрению единой ведомственной информационной системы Министерства.

Однако с учетом наличия прямого контакта должностных лиц с населением при оказании государственных услуг сохраняются коррупционные риски.

В этой связи, необходимо поэтапно проводить работу по созданию эффективных механизмов противодействия коррупции. В частности, сокращение прямых контактов с гражданами, что позволило б максимально минимизировать коррупционные проявления. Для обеспечения прозрачности процедуры оказания государственных услуг необходимо увеличить долю государственных услуг, оказываемых в электронной форме.

Вместе с тем, следует учесть, что большинство государственных услуг оказывается за рубежом, а также ввиду отсутствия филиалов
НАО «Государственной корпорации «Правительство для граждан» за пределами оказание государственных через Государственную корпорацию признано нецелесообразным. Процесс автоматизации государственных услуг также осложнен отсутствием собственной единой ведомственной системы Министерства. Между тем, при оказании государственных услуг сохранен принцип «одного окна», так как услугополучателям предоставлена возможность получения всего спектра государственных услуг в одном месте - в иностранном государстве в рамках одного загранучреждения.

В этой связи, одним из проблемных вопросов является вопрос автоматизации государственных услуг, оказываемых органами дипломатической службы.

  • 2.Пути решения. Необходимо проведение комплексного анализа всех государственных услуг на возможность их автоматизации, рассмотрение альтернативных путей автоматизации до внедрения единой информационной системы Министерства, завершение процесса внедрения единой информационной системы Министерства.

3. Направления работы проектной группы по Задаче 1 «Комфортная среда».

Наименование мероприятия

Сроки

Форма завершения

Ответственные исполнители

1

2

3

4

5

Автоматизация государственных услуг

1

Провести анализ и выработать предложения по автоматизации государственных услуг, оказываемых только в бумажном виде

В течение года

Отчетная информация руководителя проектного офиса на совместном совещании

Проектная группа

2

Продолжить работу по внедрению единой информационной системы Министерства

В течение года

Профилактические меры по минимизации проявлений коррупции

1

Доля «скрытых» государственных услуг включенных в Реестр от общего количества внесенных предложений

В течение года

Отчетная информация руководителя проектного офиса на совместном совещании

Проектная группа

2

Разработка единых механизмов контакта служащих с населением

В течение года

3

Реализация проекта «тайный покупатель» в зданиях услугодателей на предмет анализа создания необходимых условий услугополучателям и лицам с ограниченными возможностями (безбарьерное обслуживание, электронная очередь, места ожидания, пандусы, кнопки вызова, тактильные доски, шрифт Брайля, кондиционирование воздуха и др.), а также соблюдения стандартов государственных услуг и устранения посредников.

В течение года

4

Доля исполненных государственными органами рекомендаций по повышению качества оказания государственных услуг.

В течение года

4. Состав проектной группы по Задаче 1 (Приложение №1)

Задача 2. Персональная ответственность

Цель: Повышение персональной ответственности и личной заинтересованности руководителей.

1. Анализ основных проблем. Отсутствие персональной ответственности непосредственных руководителей ведет к ухудшению положения дел. Такая ситуация складывается, в первую очередь, в силу крайне низкой заинтересованности или неспособности руководителей государственных органов
и учреждений устранять коррупционные риски.

Слабо работает институт внутреннего анализа коррупционных рисков, по результатам проведенных центральными государственными органами внутренних анализов коррупционные риски не выявляются. В то же время Агентством, осуществляющим внешний анализ коррупционных рисков, направлено свыше двух тысяч рекомендаций по устранению причин и условий, способствующих коррупции.

По существу, формально функционирует институт общественных советов, не оказывающий практически никакого влияния на ситуацию в сфере борьбы
с коррупцией. В большинстве из действующих общественных советов при государственных органах ни разу не обсуждались вопросы противодействия коррупции.

Планы работ комиссий по противодействию коррупции указывают на формальный характер их работы. Министрынаделены большими полномочиями, но не несут персональной ответственности за совершение коррупционных правонарушений их подчиненными.

Введение персональной ответственности руководителей за совершенные подчиненными коррупционные преступления позволит кардинально изменить ситуацию в государственных органах.

2. Пути решения. Следует ввести практику письменных обязательств по вопросам персональной ответственности руководителей государственных органов и организаций за состояние в сфере профилактики коррупции. В целом, каждый гражданин нуждается в единых правилах поведения, возникает необходимость в разработке и в повсеместном распространении кодекса чести субъектов противодействия коррупции. Необходимо проработать вопросы
по усилению персональной ответственности государственных через активизацию деятельности советов по этике.

3. Направления работы проектной группы по Задаче 2 «Персональная ответственность».

Наименование мероприятия

Сроки

Форма завершения

Ответственные исполнители

1

2

3

4

5

Персональная ответственность первых руководителей государственного и квазигосударственного секторов

1

Разработать и внести на утверждение письменные обязательства
о персональной ответственности руководителей Министерства

Ежегодно

Отчетная информация руководителя проектного офиса на совместном совещании

Проектная группа

2

Внести в критерии оценок первых руководителей принятые меры
по противодействию коррупции (не менее 30% от общей оценки)

3

Обобщение информации правовой статистики, средств массовой ответственности и внесение предложений о персональной ответственности руководителей Министерства

В течение года

4. Состав проектной группы по Задаче 2(Приложение № 2)

Задача 3. Открытость и общественный контроль.

Цель: Обеспечение транспарентности и масштабного общественного контроля.

1. Анализ основных проблем. В современных условиях открытость государственных органов невозможно представить безинтернет пространства. Этим диктуется внедрение электронного ресурса «Открытое Правительство», который состоит из пяти компонентов.

Первый компонент – «открытые данные». На портале размещено 2369 открытых данных. Это позволяет гражданам следить за итогами основной деятельности государственных органов. С 1 января 2015 года данные собрали порядка 475 тыс. просмотров – это примерно 488 просмотров в день. Кроме того, портал позволяет гражданам запрашивать любую дополнительную информацию о деятельности государственного органа. Вместе с тем, результаты проведенного изучения выявили низкий уровень обратной связи. Так, на момент анализа 7 из 16 информационных запросов не были удовлетворены.

Второй компонент – «открытые НПА» предоставляет возможность любому человеку участвовать в обсуждении проектов НПА. По сути, это уникальный ресурс по предотвращению любых форм законодательного лоббизма. Однако он еще не заработал в полную силу. С момента создания портала на публичное обсуждение вынесены 9882 нормативных правовых акта, к ним имеется лишь 132 комментария. Причины пассивности видятся в следующем: низкий уровень осведомленности граждан; отсутствие надлежащей обратной связи. Так, из 132 комментариев получены ответы только на 17.

В свою очередь, эксперты ОЭСР выделяют еще одну причину. По их мнению, процедуры публичного обсуждения проектов НПА работают без должного эффекта из-за крайне недостаточного срока для общественного обсуждения. Так, например, согласно действующему законодательству срок публичного обсуждения должен составлять не менее 10 рабочих дней. По факту во многих случаях отводится только 10 дней. Негативно оценивается и то, что государственные органы-разработчики не обязаны мотивировать свое решение относительно поступивших предложений и информировать об этом заявителя.

Третий компонент – «открытые бюджеты». На портале размещаются бюджетная отчетность, проходят публичное обсуждение проекты бюджетных программ и отчеты об их реализации. С 2016 года на портале опубликовано 14161 проектов бюджетных программ. Главным недостатком портала является то, что бюджеты сортируются лишь по двум направлениям: центральные государственные органы и местные исполнительные органы. Отыскать бюджет конкретного госоргана достаточно сложно. Полагаем, этим объясняется то, что портал не содержит ни одного комментария по обсуждению проектов бюджетных программ. Это, в свою очередь, не позволяет оценить степень вовлеченности граждан.

Четвертый компонент – «открытый диалог» позволяет: обратиться непосредственно к руководителям государственных органов; участвовать в интернет-конференциях и опросах. За период работы портала в адрес руководителей государственных органов поступило 195 тысяч обращений, из которых 73%
(143 тысяч) получили ответы. Портал «оценка эффективности государственных органов» все еще не наполнен актуальной информацией.

Правовые основы участия граждан в проведении общественного контроля заложены в Законе «Об общественных советах». Благодаря этому при государственных органах действуют 229 общественных советов. За период своей деятельности они рассмотрели свыше 7 тысяч проектов НПА.

2. Пути решения. Следует принять комплексные меры по решению указанных проблем. Кроме того, разработка перечня сведений, открытость которых минимизирует коррупционные риски, - это вопрос, требующий отдельного изучения. Выявлена необходимость обеспечения доступа кинформации
об освоении бюджетных средств и реализации государственных программ в доступной форме и другие вопросы. Кроме того, представляется важным проработать вопросы по улучшению работы электронного ресурса «Открытое правительство», дальнейшего совершенствования деятельности общественных советов.

3. Направления работы проектной группы по Задаче 3 «Открытость и общественный контроль».

Наименование мероприятия

Сроки

Форма завершения

Ответственные исполнители

1

2

3

4

5

Открытость государственных органов и организаций

1

Внедрить на интернет-ресурсе раздел «Адалдық алаңы», включающего информацию об этапах реализации проекта, а также контактные данные коллцентра Агентства, рекомендации по противодействию коррупции.

Ежегодно

Информация в виде инфографики

2

Разместить на интернет-ресурсеМинистерства актуальную информацию в соответствии с Правилами информационного наполнения интернет-ресурсов государственных органов.

3

Разместить на официальном сайте Министерства актуальную информацию по вопросам профилактики коррупции на государственном, русском и английском языках.

Информация на государственном, русском и английском языках

Общественный контроль

1

Разработать и реализовать социальные проекты по общественному контролю

В течение года

Социальные проекты

Проектная группа

2

Реализация метода «тайный покупатель» по всем видам деятельности Министерства

Видеоматериалы

3

Проводить внутренний анализ коррупционных рисков с привлечением представителей общественных объединений (профсоюзов, партий, блогеров)

Аналитическая справка

Министерство

4

Организовать проведение социологического исследования уровня коррупции в социально-значимых сферах

Ежегодно

Социальное исследование

Министерство

4. Состав проектной группы по Задаче 3 (Приложение № 3)

Задача 4. Государственные закупки.

Цель: Исключение коррупционных факторов в проведении государственных закупок.

1. Анализ основных проблем. По-прежнему в зоне высоких коррупционных рисков продолжает оставаться сфера государственных закупок, на которую приходится 12% от общего количества зарегистрированных коррупционных преступлений. Широкую возможность для злоупотреблений предоставляет проведение государственных закупок из одного источника.

Действующий Закон позволяет проводить закупки без конкурса по 56 основаниям, что в 5 раз больше по сравнению с законодательством 2002 года. Более 40% государственных закупок проведены без конкурса.

Значительный вред интересам государства наносится многократным завышением цен закупаемых товаров, работ и услуг. Агентством только
за последние 2 года предотвращено завышение цен на общую сумму 7,3 млрд. тенге.

2. Пути решения. К числу вопросов, требующих безотлагательного решения, относится незначительный объем государственных закупок через товарные биржи, которые в 2016 году составили 0,4% от общего объема, тогда как в мировой практике они составляют 20%. Сфера закупок квазигосударственного сектора нуждается в правовом регулировании на уровне отдельного нормативного правового акта и внедрении современных механизмов электронных закупок.

3. Направления работы проектной группы по Задаче 4«Государственные закупки».

Наименование мероприятия

Сроки

Форма завершения

Ответственные исполнители

1

2

3

4

5

Совершенствование закупок государственного и квазигосударственного секторов

1

Мониторинг завышения закупочных цен по государственным закупкам

В течение года

Отчетная информация

2

Анализ государственных закупок на предмет подведения технических спецификаций товаров (работ, услуг) под определенного поставщика

Мониторинг за ходом реализации закупок государственного и квазигосударственного секторов

1

Общественный мониторинг за ходом реализации строительных работ

В течение года

Отчетная информация руководителя проектного офиса на совместном совещании

Проектная группа

2

Выборочный анализ качества закупаемых товаров и услуг

4. Состав проектной группы по Задаче 4(Приложение № 4)

Задача 5. Антикоррупционная культура.

Цель: Реализация действенных мер по формированию всеобщего неприятия коррупции

1. Анализ основных проблем. В Антикоррупционной стратегии на 2015-2025 годы, утвержденной Указом Первого Президента Республики Казахстан
от 26 декабря 2014 года № 986, вопросы формирования антикоррупционной культуры определены в качестве одного из основных направлений антикоррупционной политики.

Законом Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 140 «О противодействии коррупции» (далее - Закон) формирование антикоррупционной культуры определяется как деятельность, осуществляемая субъектами противодействия коррупции в пределах своей компетенции по сохранению
и укреплению в обществе системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции.

Согласно Закону формирование антикоррупционной культуры осуществляется посредством комплекса мер образовательного, информационного
и организационного характера.

В учебные программы отдельных предметов и дисциплин на всех уровнях образования внедрены темы антикоррупционной направленности. Дополнительно в ВУЗах страны внедрена самостоятельная модельная дисциплина «Основы формирования антикоррупционной культуры» и разработано учебное пособие. В «Концептуальных основах воспитания» на 2015-2020 годы обозначена необходимость осуществления антикоррупционного воспитания
во всех учебных заведениях.

Во всех регионах страны широко используется баннерная продукция, разработаны и распространяются буклеты.

На плазменных экранах центров обслуживания населения, общественных транспортов транслируется видеоролик, разъясняющий процедуру получения государственных услуг.

На системную основу поставлена работа по организации пресс-конференции и брифингов, телерепортажей, публикации статьей в печатных СМИ
и интернете.

В отдельных случаях результатом организуемых мероприятий становится утверждение планов взаимодействия.

Сегодня на исполнении находятся шесть совместных с гражданским обществом планов, в которых нашими партнерами выступают Ассамблея народа, Гражданский Альянс, Федерация профсоюзов, Национальная палата предпринимателей, партия «НұрОтан» и другие. Все они предусматривают реализацию порядка 120 мероприятий.

Характер совместных мероприятий различен. Они могут носить идеологическое содержание. К примеру, совместно с Федерацией профсоюзов организована работа антикоррупционных мобильных групп, которые посетили свыше 2400 трудовых коллективов. Проект объединен единым смыслом
«Не давать и не брать взяток». Либо они могут быть связаны с совместным анализом коррупционных рисков. Такая работа проводится с НПП «Атамекен», партией «НұрОтан».

В рамках ряда проектов проводится общественный мониторинг и контроль. Примером служит совместная с Гражданским альянсом работа методом «тайный покупатель» либо общественный контроль за деятельностью СпецЦОНов и других организаций.

Правовым инструментом вовлечения НПО в вопросы формирования антикоррупционной культуры выступает государственный социальный заказ. Территориальными подразделениями Агентства во всех регионах страны реализуется проект «Гражданский контроль». Благодаря этому удалось выстроить систему антикоррупционных мероприятий в регионах; обеспечить исполнение календарных мероприятий Комплексного плана по формированию антикоррупционных культуры.

Вместе с тем, практически во всех центральных государственных органах отмечается низкая заинтересованность целенаправленной работы в этом направлении.

2. Пути решения. На первом этапе обеспечено внедрение антикоррупционного образования и воспитания в документы концептуального и нормативного характера. Определена содержательная сторона антикоррупционного образования для всех уровней образования. В целях реализации указанных вопросов
на практике на втором этапе необходимо основной упор сделать на разработке учебных материалов и пособий, утверждении всеми учебными заведениями отдельных планов по антикоррупционному воспитанию. Кроме того, целесообразно уделить внимание интерактивным методам обучения, которые позволят обеспечить эффективность.

Несмотря на отдельные результаты в информационной деятельности, полномасштабная работе в этих вопросах осталась не реализованной в силу различных причин: во-первых, на эти цели не были выделены соответствующие денежные средства; во-вторых, отсутствовала площадка для взаимодействия
с уполномоченными органами в области культуры и средств массовой информации; в-третьих, отсутствовала идеологическая база, которая могла бы служить ориентиром в разработке художественной и информационной продукции.

В этой связи, следует активизировать взаимодействие с уполномоченными органами в области культуры и средств массовой информации, теле
и кинокомпаниями, театральными и музейными учреждениями.

  • 3.Направления работы проектной группы по Задаче 5 «Антикоррупционная культура».

Наименование мероприятия

Сроки

Форма завершения

Ответственные исполнители

1

2

3

4

5

Антикоррупционное образование

1

Мониторинг за ходом реализации Комплексного плана по формированию антикоррупционной культуры в обществе

В течение года

Отчетная информация руководителя проектного офиса на совместном совещании

Проектная группа

2

Проведение разъяснительных встреч в подведомственных организациях, в которых состояли на службе лица, осужденные по фактам коррупции

Информационная работа

Разработка и распространение раздаточных материалов, направленных на формирование антикоррупционной культуры
(в рамках государственного социального заказа)

Ежемесячно

Отчетная информация руководителя проектного офиса на совместном совещании

Проектная группа

1

Разработка и размещение баннерной продукции (в рамках государственного социального заказа)

2

Разработка и размещение аудио и видеоматериалов в общественных местах(в рамках государственного социального заказа)

  • 4.Состав проектной группы по Задаче 5 (Приложение № 5)

Состав экспертного совета (Приложение №6)

Добавлено : 12.07.2019, 11:20, Изменено : 12.07.2019, 11:20