Выступление Министра иностранных дел Бейбута Атамкулова на правительственном часе в Мажилисе Парламента РК об основных итогах деятельности Казахстана в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН

Правительственный час в Мажилисе Парламента РК

(4 марта 2019 г., 10.00 ч.)

«Основные итоги деятельности Республики Казахстан в Совете Безопасности ООН в 2017-2018 гг.»


Уважаемый Владимир Карпович, Уважаемые депутаты Мажилиса Парламента,

31 декабря 2018 г. мы завершили двухлетнее членство в Совете Безопасности - главном органе Объединенных Наций, на который возложена ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Наша работа была выстроена в целях полноценной реализации Политического обращения Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева к членам Совета «Концептуальное видение Казахстана упрочения глобального партнерства для построения безопасного, справедливого и процветающего мира», в основу которого лег Манифест Главы государства «Мир. XXI век».

Могу с уверенностью констатировать, что Казахстан достойно выполнил свою миссию и реализовал все обозначенные Главой государства приоритеты, а ответственная и принципиальная позиция нашей страны высоко оценена всем международным сообществом.

В этом деле мы опирались на слаженную работу всех государственных структур, включая вас, депутатов Парламента. Пользуясь этой возможностью, хотел бы от имени МИД выразить вам нашу искреннюю благодарность как за целевую законотворческую работу, так и активную политическую поддержку на международных площадках.


Уважаемые депутаты,

Наше членство в Совбезе совпало с беспрецедентным уровнем напряженности в глобальных политических процессах и обострением противоречий между мировыми державами.

Глубокий кризис доверия самым негативным образом сказался на договороспособности государств и эффективности работы Совета в целом. Острые кризисы и конфликты на Ближнем Востоке, Сирии, Африке, ситуация в КНДР, Иране, Украине и других странах неоднократно проверяли на прочность наши внешнеполитические подходы.

Убежден, что стресс-тесты в стенах СБ ООН в очередной раз подтвердили стратегическую верность и выверенность внешнеполитического курса Елбасы. Сбалансированная и миролюбивая внешняя политика, основанная на принципах прагматизма, поиска взаимоприемлемых компромиссов в целях укрепления международного мира и безопасности позволила стратегически грамотно позиционировать наше государство, обогатила новыми гранями партнерство, в том числе с ядерными державами, укрепило политический авторитет Казахстана.

Месседж Астаны ясен – необходим инклюзивный диалог между ведущими державами для преодоления «блокового мышления» и достижения консенсуса по ключевым вопросам мировой повестки дня.

Без всякого сомнения, достижения за время работы Казахстана в Совете Безопасности ООН стали возможными во многом благодаря активной внешнеполитической деятельности Главы государства и его принципиальным миролюбивым инициативам.

Только в течение 2017-2018 годов состоялись двадцать четыре зарубежных визита Президента, в том числе в столицы постоянных членов СБ ООН, проведены бесчисленные переговоры с мировыми лидерами по наиболее актуальным вопросам. Достигнутые Елбасы договоренности по итогам встреч в верхах составляли прочную основу для каждодневной кропотливой работы наших дипломатов.

Уважаемые депутаты,

Теперь позвольте подробно Вам рассказать о нашей работе в Совбезе ООН.

I.Бесспорной кульминацией нашей работы в СБ ООН стал тематический брифинг на тему «Нераспространение оружия массового уничтожения: меры доверия» под председательством Елбасы, проведенный 18 января 2018 года.

Впервые Президент Казахстана председательствовал в Совете Безопасности ООН и выступил на государственном языке в зале официальных заседаний Совета.

На основе опыта Казахстана Президент страны принял решение посвятить его особо важной роли доверия в укреплении режима нераспространения, тем самым подчеркнув достижимость стратегической цели – мира, свободного от ядерного оружия.

Заседание под председательством лидера Казахстана было одним из немногих мероприятий Совбеза, прошедших в атмосфере взаимопонимания и позволивших в качественно новом свете рассмотреть насущные современные вызовы, включая ситуацию на Корейском полуострове. Это еще раз продемонстрировало политическую прозорливость Президента и его недюжинный миротворческий потенциал.

По итогам обсуждения нам удалось добиться принятия Заявления Председателя, впервые включившего тему нераспространения ОМУ в инструментарий ООН по предупреждению и разрешению конфликтов.

Уважаемые депутаты,

II.Казахстан активно работал над урегулированием конфликтов и кризисов на Ближнем Востоке, Африке и других регионах мира. Это полностью соответствовало видению Главы государства о предотвращении и полном устранении угрозы глобальной войны.

Убежден, что это не идеалистическая оценка реалий, а просчитанная и обоснованная постановка стратегической цели. Уместно напомнить, что в 1992 году в ходе 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН во время своего первого выступления в ООН наш Президент предложил задействовать меры доверия для обеспечения мира и безопасности в Азии.

Не все страны на тот момент приняли инициативу созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Сегодня же СВМДА приобрело особую актуальность и получило поддержку со стороны большинства азиатских государств, убедившихся, что эта структура является велением времени.

Реноме честного и непредвзятого медиатора стало одной из характерных черт казахстанской дипломатии. Наглядным свидетельством этому стали практические результаты Астанинского процесса по урегулированию ситуации в Сирии.

Совместными со странами-гарантами усилиями обеспечен режим прекращения боевых действий и функционирование зон де-эскалации, созданы условия для безопасного возвращения беженцев. Через укрепление мер доверия между противоборствующими сторонами мы работаем и над созданием прочной основы для политического урегулирования сирийского конфликта на Женевской площадке под эгидой ООН.

Нам также удалось добиться ощутимых результатов по линии миротворчества. В октябре 2018 года казахстанская миротворческая рота из 120 военнослужащих в составе индийского миротворческого батальона пополнила Временные силы ООН в Ливане (ЮНИФИЛ). Благодаря этому Казахстан стал крупнейшим в Евразийском регионе поставщиком миротворцев.

Совместно с Министерством обороны мы добились сертификации ООН Казахстанского учебного центра миротворческой подготовки (КАЗЦЕНТ) в Алматы. Фактически мы формируем региональный миротворческий хаб, востребованность которого в ближайшие годы будет только возрастать. Намерены и далее предметно работать над реализацией этого потенциала.

Уважаемые депутаты,

III.Казахстан целенаправленно отстаивал общие интересы государств Центральной Азии и Афганистана.

Мы руководствовались необходимостью гармоничного сочетания интересов всех стран региона, выстраивая модель региональной зоны мира, безопасности, сотрудничества и развития.

Приоритет на «экономизацию» международных усилий по стабилизации Афганистана при активной роли государств ЦА в данном процессе стал инновационным подходом, предложенным Казахстаном.

Впервые за последние семь лет нами была организована поездка членов СБ ООН в Афганистан, которые на месте ознакомились с ситуацией, встретились с руководством страны, представителями бизнеса и общественностью.

Министерские дебаты на тему «Построение регионального партнерства в Афганистане и Центральной Азии в качестве модели взаимозависимости безопасности и развития» с участием глав внешнеполитических ведомств стран ЦА и Афганистана 19 января 2018 года продемонстрировали практическое партнерство стран региона в целях снижения вызовов и угроз, исходящих с территории Афганистана.

Выражение в Совбезе общих интересов Центральной Азии, регулярные консультации по актуальным вопросам повестки дня СБ ООН получили высокую оценку и признательность со стороны наших соседей по региону. К слову отмечу, что многие из них загорелись идеей стать членами Совбеза ООН.

Уверены, что такой наш подход способствовал сближению братских государств, углублению взаимопонимания и уважения. Считаем это достойным итогом нашей работы в этом органе ООН.

IV.Касаясь четвертого приоритета «Противодействие международному терроризму», хотел бы напомнить, что в своем выступлении на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 года Президент Казахстана Н.А.Назарбаев предложил создать глобальную контртеррористическую коалицию государств под эгидой ООН.

В качестве основы для формирования такой коалиции в Политическом обращении Елбасы к государствам-членам СБ ООН было предложено принять Кодекс поведения по достижению мира, свободного от терроризма.

В январе 2018 года мы провели в ООН презентацию Кодекса, а в сентябре того же года этот документ был подписан представителями семидесяти государств. Сегодня он объединяет 78 стран.

Основные цели Кодекса – достижение к 2045 году мира, свободного от терроризма, и создание широкой международной коалиции стран-партнеров по контртерроризму.

Многие страны видят инициативу Казахстана в качестве важной основы для укрепления международного инструментария и сотрудничества в борьбе с терроризмом на фоне дефицита доверия.

Казахстан умело выстроил работу важнейших санкционных комитетов Совбеза по противодействию ИГИЛ/ДАИШ, Аль-Каиде и движению «Талибан». Нам удалось достойно справиться с поставленной задачей, внеся динамизм в работу этих вспомогательных структур СБ.

Отдельно отмечу, что Казахстан присоединился ко всем девятнадцати международным инструментам в сфере борьбы с терроризмом. И огромная заслуга в этом принадлежит именно Вам – депутатам Парламента, в кратчайшие сроки ратифицировавшим ряд международных конвенций и протоколов.

Несомненно, деятельность Казахстана в СБ ООН в сфере контртерроризма позволяет нам успешно работать и в практических операциях. Наглядным свидетельством стала недавняя операция «Жусан».

V.Порядка 70% повестки Совбеза ООН посвящены Африке, как самому конфликтогенному региону. В постколониальный период в Африке произошло свыше двухсот государственных переворотов, в 30 крупномасштабных войнах и многочисленных конфликтах погибло более 7 млн. человек. К этому добавляется крайняя нищета, огромный внешний долг, действия религиозных экстремистских групп.

Казахстан, как зрелый и ответственный член мирового сообщества, не оставался в стороне от решения проблем в Африке.

Выделю результативность нашего руководства санкционным Комитетом по Сомали и Эритрее. Наши усилия по минимизации деятельности международных террористических группировок в восточноафриканском регионе имели важный каталитический эффект для масштабного процесса сближения стран региона Африканского рога. Практическим итогом казахстанских усилий стало снятие многолетних санкций Совбеза ООН с Эритреи, которые действовали с 2009 года. В результате, Комитет по Сомали и Эритрее переименован в Комитет по Сомали.

VI.С целью реализации шестого и седьмого приоритетов Казахстан вносил практический вклад в достижение целей устойчивого развития; продвигал концепцию взаимосвязанности между безопасностью и развитием; оказывал поддержку по вопросам внедрения в систему ООН изменений для более эффективной работы в целях развития; участвовал в деятельности по трансформации ООН в более прозрачную и подотчетную структуру.

В этом контексте отмечу практическую реализацию инициативы Главы государства по формированию в городе Алматы Хаба ООН.

Сегодня в Алматы находится 14 программ и учреждений ООН, имеющих многострановые и субрегиональные мандаты. Таким образом, наша южная столица уже де-факто является межрегиональным центром агентств ООН.

Для международных организаций в Алматы выделено современное здание. Идет завершающий этап согласования с ООН практических аспектов переезда в новое здание.

Хаб ООН в Алматы будет работать в унисон усилиям по реформе ООН и, в частности, её системы развития – как на национальном уровне, так и на региональном и межрегиональном, решая общие для региона проблемы развития. Центр будет координировать работу в сфере устойчивого развития, гуманитарной помощи, снижения опасности стихийных бедствий.

Уважаемые депутаты,

В координации с госорганами Казахстана проделана большая практическая работа.

Казахстанская делегация на ежедневной основе участвовала как в основных общеполитических мероприятиях Совета, так и в заседаниях каждого из 22 вспомогательных органов СБ: 15 комитетов, шести рабочих и одной координационной группы. За два года мы приняли участие в работе более тысячи открытых и закрытых заседаний Совета, почти сорока неформальных встреч членов СБ, более 20 выездных мероприятий СБ, внесли вклад в принятие 115 резолюций и 48 заявлений Председателя Совета, 22 раза стали соавторами документов СБ.

Через горнило напряженной работы в главном органе Объединенных Наций прошли обкатку не только сотрудники Постпредства РК при ООН, но и порядка ста дипломатов Центрального аппарата и загранучреждений, а также более 70 сотрудников других госорганов. Мы также на месте ознакомили более 30 казахстанских экспертов и журналистов с работой Совбеза. Это неоценимый опыт.

Уважаемый Владимир Карпович, Уважаемые депутаты Мажилиса Парламента,

Казахстан в полной мере реализовал свой потенциал в качестве «справедливого и честного брокера», соединяющего страны на общей платформе взаимопонимания и сотрудничества в решении сложных международных проблем.

Уважительное отношение к нашей стране, ее Лидеру, строящему внешнюю политику Казахстана на основах доверия, уважения и партнёрства, позволило обеспечить полноценную реализацию всех наших приоритетов в Совбезе и принять важные действия и итоговые документы, отражающие инициативы Главы государства.

В целом, непостоянное членство Казахстана в Совбезе ООН позволило упрочить авторитет Казахстана как активного и ответственного международного игрока; укрепить международное сотрудничество в сфере безопасности; придать новый импульс решению проблем в нашем регионе; получить уникальный практический опыт и вывести профессионализм казахстанской дипломатии на качественно новый уровень; продвинуть наших специалистов в структуры ООН; получить доступ к оперативной информации по важным международным проблемам.

Хотел бы еще раз подчеркнуть, что главным залогом внешнеполитического успеха нашей страны стал безусловный международный авторитет Елбасы как политика мирового масштаба, обладающего стратегическим видением и глобальным мышлением.

Мы намерены продолжать активную работу на площадке ООН, выступать за многостороннее сотрудничество, поддерживать основанный на международно-признанных правилах мировой порядок, совместно с другими странами преодолевать глобальные вызовы и содействовать глобальному и региональному миру и развитию.

В завершение, пользуясь этой возможностью, хотел бы еще раз выразить нашу благодарность всем вам за Вашу неизменную активную и добрую поддержку работы МИД!

Благодарю за внимание!

Добавлено : 4.03.2019, 12:00, Изменено : 4.03.2019, 12:00